Транспортировка аквариумных рыб
Несколько простых практических советов по уходу за рыбой после длительной транспортировки и перед ее отправкой.
Перевозка рыбы на дальние расстояния авиатранспортом или автомобилем, могла бы не доставлять особых проблем, если эта рыба была грамотно подготовлена к отгрузке и затем правильно высажена в свои карантинные аквариумы. Однако здесь сразу предполагается, что отправляемая рыба изначально не была больной, не сидела до упора на такой тяжелой диете как трубочник, мотыль коммерческой переработки и т.п., упаковка соответствовала необходимым стандартам, а пакеты с рыбой квалифицированно закачивались кислородом.
Оснащая свои карантинные водоемы к приемке, надо иметь в виду, что температура воды там должна быть слегка выше той, что предписана для обычного содержания прибываемых видов рыб и соблюдаются необходимые требования к химизму воды, рекомендуемых для некоторых специфических видов. Дополнительно следует принимать меры, упреждающие возникновение проблем из-за температурных или химических скачков, имеющих отношение к жесткости и кислотности воды.
Для получения хороших результатов необходимо придерживаться следующих простых правил:
* Прежде всего, опустите рыбу в их первоначальной полиэтиленовой упаковке в подготовленные для них аквариумы, заполненные водой, дав им поплавать там при тусклом освещении в течении10-15 минут. Лишь потом можно начать добавлять некоторые количества воды из резервуаров в пакеты с рыбой.
* Добавьте в карантинные банки щадящую дозу раствора акрифлавина.
Однако здесь необходимо учитывать, что не все виды рыб хорошо переносят этот препарат. Например, такие виды рыб, как гурами, специфические виды сомовых и т.п. могут не выдерживать это лекарство, как и многие другие красители. В таких случаях можно попробовать использовать раствор мербромина, который обладает схожими антисептическими свойствами.
* Избегайте попадания воды из транспортировочных пакетов в аквариумы, где будут сидеть вновь поступившие рыбы.
* Аккуратно ловите этих рыб сачком или рукой для переноса их в аквариумы, во избежание получения ими механических повреждений.
* Не кормите рыбу в течение первых 24-48 часов, в зависимости от дальности или долготы транспортировки. Чем длиннее дорога, тем дольше не следует кормить рыбу.
* По-прошествии 24-48 часов начните давать небольшие порции корма. Дико-пойманные рыбы подчас отказываются от приема искусственной или замороженной пищи в течение первых дней после прибытия, поэтому, возможно, их придется кормить живым качественным кормом. Для этой цели иногда очень бы подошла экологически чистая живая артемия. Если есть возможность добыть взрослую артемию, она должна предварительно тщательно промыться в чистой воде, прежде чем станет подаваться рыбе. Весь процесс поэтапного увеличения норм подачи корма должен занять 7–10 дней.
* Вполне вероятно, что акрифлавин не только излечивает плавниковую эрозию и механические повреждения кожи вследствие трения во время дороги, но и предоставляет рыбам некоторое чувство безопасности, окрашивая воду. Это легко можно проверить, разделив рыб из одного пакета на две группы и разместив их в разные емкости, где в одной из них будет присутствовать акрифлавин, а в другой нет.
* Попытайтесь содержать только что прибывшую рыбу в резервуарах, где они не будут подвергаться риску получить стресс. Спокойствие рыб после транспортировки – это один из важных факторов, так как после долгой дороги они будут достаточно «раздражительные» в течение нескольких последующих дней.
* Старайтесь избегать применения ударной «химиотерапии» против паразитов и других болезней, по крайней мере, в течение недели, если только вдруг не появится ощущение, что из двух зол, придется выбирать меньшее, и польза от медикаментов будет выглядеть более очевидной, чем опасность получения шока от решительной дозы лекарств.
* Наряду с акрифлавином можно также использовать различные сульфаниламидные антибактериальные средства, которые не вызовут какую-либо негативную реакцию между этими препаратами.
* Есть две причины для того, чтобы начать увеличивать нормы подачи корма вновь поступившим рыбам именно постепенно – это значительное снижение риска подвергнуть «новичков» пищеварительным проблемам и уменьшение вероятности дисбалансировки биологической фильтрации, если ее оснащены карантинные аквариумы. Здесь если вдруг обнаружится высокий уровень нитритов или аммиака, необходимо сделать частичные подмены воды и добавить метиленовую синьку, чтобы предотвратить метгемоглобинемию, которая, как правило, бывает следствием отравления разбалансированной фильтрации. Метиленовая синь может также использоваться параллельно с сульфаниламидными лекарствами и акрифлавином. Однако не следует добавлять метиленовую синь, если нет уверенности, что уровни аммиака и нитрита являются высокими. Другими словами, не нужно лечить то, чего нет.
* Добивайтесь, чтобы ваш поставщик не кормил предназначенную для отправки рыбу в течение суток, прежде чем он станет ее паковать.
* Добивайтесь от поставщика, чтобы он использовал чистую от каких-либо продуктов жизнедеятельности рыб воду, которую он будет заливать в транспортировочные мешки. Многие виды рыб могут высылаться и в дистиллированной воде с превосходными результатами. Совершенству нет предела, но к нему надо стремиться. * Никогда не смешивайте недавно полученную рыбу с той, которая уже давно обосновалась в ваших аквариумах.
Теперь несколько простых советов относительно подготовки рыбы к транспортировке. * За сутки до отгрузки необходимо полностью остановить подачу корма рыбам, предназначенных для отправки.
* Лучше всего сделать ударную 70-процентную подмену воды в резервуаре, где сидят «ожидающие» транспортировку рыбы, приблизительно за сутки до упаковки. Здесь предполагается, что их вынужденное голодание уже началось и корм подаваться больше не будет. За 5 часов до упаковки необходимо сделать очередную 50-процентную подмену воды. Такие действия не только стимулируют работу кишечника, но значительно снижают уровень таких ядовитых веществ как аммиак и нитриты в воде, которая будет заливаться в транспортировочные пакеты. Однако в идеале, в пакеты лучше всего заливать абсолютно чистую воду.
* Всегда имеет смысл разделять полиэтиленовые пакеты слоем газет. Лучше всего это делать не только с боков, но и на дне, типа, сделав из него сплошную «доску объявлений», чтобы рыбам не было «скучно» в дороге. Другими словами, надо обернуть первый пакет соответствующим слоем газет и поместить его во второй полиэтиленовый мешок. На самом деле, такая мера необходима для предотвращения прокалывания острыми лучами рыбьих плавников стенок внешнего мешка, учитывая частоту, с которой ими прокалывается внутренний первый пакет. Газеты почти всегда препятствуют похожим воздействиям и, таким образом, предупреждают потерю воды и кислорода во время транспортировки. Такой тип упаковки не обязательно применять для мелких «мягкоплавничных» рыб, типа харацинок и им подобным. Однако прокладка пакетов газетами также предусматривает и другие преимущества, например, обеспечивая дополнительную защиту от света, что позволяет надежнее сохранять рыбу в спокойной обстановке. Последний фактор, в свою очередь, замедляет метаболизм, что ведет к уменьшению потребления кислорода. Кроме того, газета является хорошим термоизолятором, что очень эффективно предохраняет от воздействия экстремальных температурных колебаний.
* Внутренний полиэтиленовый мешок должен быть закачан кислородом. Всегда объем содержащегося в пакете кислорода должен быть больше, чем заливаемой туда воды. Такое неравное соотношение должно использоваться и при длительных транспортировках. Мешки с рыбой должны быть завязаны «как минимум» высококачественными резинками, если, конечно, для этого не используются более совершенные и дорогие технологии. По-усмотрению, можно также слегка «раздуть» и внешний мешок, закачав в него немного кислорода. Это создаст дополнительную воздушную прослойку, оберегающую от механических повреждений обоих пакетов одновременно. Не надо экономить, используя дешевые резинки. Сэкономив копейки, можно потерять сотни и тысячи рублей. Не следует также выкраивать мелочь на пакетах. Все полиэтиленовые мешки должны быть очень высокого качества. В противном случае, дешевый пакет с рыбой может сдуться в самый неподходящий момент, и последствия могут стать необратимыми.
* Некоторые вполне законные научные изыскания ясно показали, что добавление очень незначительных количеств валиума может заметно снизить стрессовый фактор у рыб во время транспортировки, что, в свою очередь, уменьшает их смертность. К сожалению, этот химический препарат был взят на вооружение той небольшой группой людей, кто предпочитает смотреть на жизнь через призму наркотических веществ. Поэтому в данное время стали изучаться и вестись научные эксперименты с различными химическими родственниками валиума, которые не вызывают эффектов эйфории, что, таким образом, должно оставить любителей кайфа за пределами зоны действия аквариумной индустрии. Один из таких препаратов – карисопродол уже выдает многообещающие авансы в качестве анти стрессового лекарства для рыб.
В заключение, хотелось бы сказать, что нормы подачи лекарств тем или иным видам рыб могут варьироваться, также как и зависеть от параметров воды. Например, мягкая слабокислая вода лучше подходит для транспортировки, чем жесткая слабощелочная. Последняя более подвержена различным негативным воздействиям, образуя опасные для рыб аммиачные соединения. Также как вода, прошедшая искусственное умягчение, также ведет себя крайне не стабильно. Все эти, а также другие аспекты химизма воды требуют к себе самого внимательного отношения, и со временем, будут отражены в отдельных статьях.
© Влад Георгиев (Марлин Аквариум) 19 октября 2008 г.
© Данная статья может копироваться только с разрешения автора с последующей ссылкой на источник и автора.